С 1-го января следующего года в России, наконец-то, официально начнется переход на электронный документооборот в автомобильных грузоперевозках. Кое-какая работа по этому направлению уже действительно идет: в прошлом году провели месячный эксперимент по использованию электронной накладной, а недавно был одобрен законопроект, расписывающий порядок применения электронных документов в перевозках. Однако большой объем необходимых мероприятий для перехода на «цифру» еще остается. Успеют ли за полгода его выполнить?
Подчеркнем: для того, чтобы использовать электронные документы в перевозках, которые принимались бы ФНС и другими службами, их надо будет оформлять через специальные информационные системы, подписав предварительно соглашение с владельцами этих систем. Для этих владельцев, к слову, вводится понятие «оператор». Операторы должны будут передавать необходимые сведения из электронных документов в государственную информационную систему.
Естественно, можно будет прибегать к услугам не любой платформы, а только той, которая отвечает определенным техническим требованиям. При условии, если ее оператор прошел допуск и включен в соответствующий реестр.
Вести реестр будет Министерство транспорта. А требования для его включения как раз таки и утвердил одобренный недавно законопроект.
Так, например, тот, кто претендует на звание оператора должен быть обязательно юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ и обладающим чистыми активами на сумму не менее 300 млн. рублей. Кроме того, в его собственности должна находиться телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая круглосуточную обработку документов, и аппаратные средства электронной подписи.
По сути, вот именно к этому и сводятся ключевые требования к операторам (помимо, конечно же, соответствия самой их системы), однако определиться уже сейчас с тем, заниматься им через полгода или нет этим бизнесом, компании пока не могут.
Именно потому, что, во-первых, нет озвученных технических требований к платформам, а во-вторых, не утверждены форматы электронных транспортной накладной, сопроводительной ведомости и др. документов.
Как следствие, и транспортные компании не могут начать полноценную подготовку к переходу на электронный документооборот хотя бы потому, что она главным образом включает в себя выбор информационной системы и адаптацию ее в бизнес-процесс.
«На данный момент подготовка к переходу на электронный документооборот в нашей компании заключается в проработке архитектурных IT-решений для наших рабочих инструментов, — говорит менеджер группы проектов по транспорту FM Logistic в России Ирина Алексеева. — Из-за высокого уровня неопределенности на рынке транспортных услуг по поводу использования электронной транспортной накладной и электронной товарно-транспортной накладной мы сейчас не вносим изменения в наши системы, чтобы избежать дополнительных затрат на исправления в будущем».
«Самый главный вопрос — это форма электронных перевозочных документов, в которой должна быть предусмотрена возможность электронной подписи водителей, — подчеркивает региональный финансовый менеджер по РФ группы компаний AsstrA Юлия Хедрот. — Основные сложности внедрения цифровой документации заключаются в техническом оснащении перевозчиков: смогут ли они организовать отправку документов через систему электронного документооборота и будет ли у водителя возможность отправить информацию о получении груза в электронном виде?»
То есть: Правительству и Министерству транспорта с ФНС в частности предстоит определиться с требованиями к системе и формату документов, разобраться с электронной подписью для водителя (будет она простой или квалифицированной или каким-то другим образом будут подтверждаться документы), утвердить порядок направления сведений в государственную информационную систему и перечень этих данных, а также порядок информационного взаимодействия различных систем между собой.
Причем все это ведомства должны сделать менее чем за полгода. Так, чтобы уже до конца этого года начался отбор информационных систем, а с начала следующего года, имея реестр операторов, транспортные компании могли приступить к полноценному внедрению электронного документооборота в свой бизнес-процесс.
Вместе с тем, некоторые разработчики, наоборот, сейчас закрывают свои проекты. «Команда Synerdocs провела оценку предстоящих в 2021-2022 годах изменений требований от ФНС РФ к доверенным операторам ЭДО счетов-фактур и порядку лицензирования. Оценив необходимые вложения и потенциальные риски, наша компания приняла непростое решение о закрытии продукта», — говорится в сообщении.
Правда, от дополнительных комментариев в компании пока отказались.
Источник www.trans.ru