Рубрики
Новости отрасли

Операторы АЗС предупреждают, что в 2022 году ситуация на розничном рынке топлива может обостриться

Российский топливный союз (РТС) в очередной раз обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой принять меры с тем, чтобы снизить нагрузку на розничный рынок топлива. Как пишет издание «Российская газета», в своем обращении операторы подчеркивают, что при отсутствии мер в следующем году ситуация обострится, поскольку АЗС продолжат торговать топливом себе в убыток.

Так, по данным РТС, с начала года оптовые цены на топливо поднялись на 27-30%, в то время как розничные за это же время увеличились только в районе 6%. То есть: розничные цены растут чуть ли не в пять раз медленнее, чем оптовые, что, собственно, сказывается на работе АЗС, особенно из независимого сектора, который не входит в вертикально интегрированные нефтяные компании и не имеет тыла в виде переработки и экспорта.

Из-за диспаритета оптовых и розничных цен заправочные станции с начала этого года работают либо с минимальной маржой, либо себе в убыток. По оценкам «Петромаркета», с одного литра бензина АИ-92 АЗС теряют в среднем 2,8 рубля, с одного литра бензина АИ-95 — 1,2 рубля.

При этом со следующего года, как подчеркивается в письме к Михаилу Мишустину, в очередной раз увеличится акциз на топливо и в то же время снизятся экспортные пошлины, что снова усилит нагрузку на внутренний рынок. Как следствие, Российский топливный союз предлагает принять меры, чтобы этого не произошло, в частности, например, повысить нормативы продаж на бирже и скорректировать демпфирующий механизм, который как раз таки и был введен для того, чтобы удерживать баланс между внешним и внутренним рынком.

Напомним: демпфирующий механизм заработал с 2019-го года как ответ на топливный кризис 2018-го года, когда из-за роста цен на нефть нефтяные компании увеличили экспорт, что вызвало дефицит и подорожание топлива на внутреннем рынке. По сути, демпфер предусматривает компенсации нефтяникам в «обмен» на их отказ от части экспорта в пользу обеспечения внутреннего рынка.

В 2019-м году, когда мировые цены на нефть оставались на стабильном уровне, механизм еще функционировал, однако с 2020-го года начались проблемы. Поскольку демпфер разработан таким образом, что при низких ценах на нефть нефтяники не получают компенсации, а наоборот, платят в бюджет, в прошлом году на фоне коронавирусных ограничений и снижения спроса на топливо произошло именно это: за десять месяцев компании суммарно заплатили по демпферу 356 млрд. рублей.

Поэтому, когда с 2021-го года цены на нефть стали расти (а на данный момент сырье подорожало где-то на 37% и стоимость барреля нефти марки Brent уже превысила 80 долларов), нефтяники постарались компенсировать свои убытки. На фоне увеличения оптовых цен они даже настояли на корректировке демпфирующего механизма: с 1-го мая они начали получать повышенные выплаты по бензину, со следующего года должны поднять и компенсации по дизельному топливу.

Однако этот шаг (изменение формулы демпфера в пользу нефтяников) остановил рост оптовых цен лишь ненадолго. Вместе с тем эксперты еще в 2018-м году, когда демпфер только разрабатывался, предупреждали, что при высоких ценах на нефть механизм даст сбой.