Глава Республики Тыва Владислав Ховалыг вновь вернулся к проекту строительства железной дороги в регионе. Как рассказали в пресс-службе республиканского Правительства, он поднял этот вопрос в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ), а также обсудил перспективы реализации проекта с представителями Монголии и Китая. На данный момент, напомним, в Тыве вообще нет железной дороги. Первый километр путей здесь проложили еще в 2011-м году, однако затем работы приостановили и больше не возобновляли.
Речь идет о железной дороге «Курагино-Кызыл». Она, во-первых, должна была соединить Тыву с Красноярским краем, а во-вторых, способствовать полноценной разработке Элегестского угольного месторождения.
В 2011-м году в регионе торжественно установили памятный знак в честь начала строительных работ и проложили 1 км путей, однако затем из-за недостатка финансирования проект приостановили и, по сути, несмотря на неоднократные попытки, больше не возобновили.
Так, например, в 2018-м году между «Росжелдором» и «ТЭПК «Кызыл-Курагино» было подписано соглашение, которое предусматривало продолжение строительства, в том числе по концессии, но уже в апреле 2021-го года проект, так и не начав, снова остановили и отложили на пять лет. На этот раз в качестве причины называли эпидемиологическую ситуацию на фоне распространения коронавирусной инфекции.
Таким образом, прокладка железной дороги «Курагино-Кызыл» должна возобновиться только в 2026-м году.
Вместе с тем власти Тывы рассчитывают, что к проекту вернутся раньше этого срока. По крайней мере, как следует из сообщения пресс-службы республиканского Правительства, в ходе недавнего Восточного экономического форума Владислав Ховалыг поднял вопрос железной дороги в регионе в разговоре с заместителем министра транспорта РФ Валентином Ивановым.
Кроме того, он отметил, что, помимо самой Тывы, представители еще нескольких регионов (Красноярский край, Хакасия и Иркутская область) работают сейчас над вариантами реализации проекта железной дороги с тем, чтобы представить их на Красноярский экономический форум 2024-го года.
Вместе с Тывой все эти регионы видят в строительстве магистрали «Курагино-Кызыл» возможность создания для себя еще одного логистического «окна» в Азию.
В связи с этим Владислав Ховалыг провел также встречи с чрезвычайным и полномочным послом Китая в России Чжан Ханьхуэем и первым вице-премьером, министром экономики и развития Монголии Чимэдийном Хурэлбаатаром, где предложил объединить усилия.
В частности, стороны договорились оценить экономический потенциал дороги для всех стран-участников проекта, рассчитать потенциальный объем перевозок грузов и пассажиров и этапы развития нового транспортного коридора.
Напомним: на самом деле еще в 2016-м году Монголия, Россия и Китай утвердили два проекта железнодорожных коридоров через Тыву: западный — «Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой – Урумчи» и северный — «Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой – Эрдэнэт – Пекин – Тяньцзинь».
Оба они проходят транзитом через Монголию и дают России дополнительные выходы на Китай. Однако с «заморозкой» самой дороги «Курагино-Кызыл», естественно, остановились и эти два проекта.
Добавим также, что железная дорога «Курагино-Кызыл» должна была иметь протяженность около 410 км и пропускную способность до 15 млн. тонн грузов в год. Главным образом, по ней планировали вывозить уголь, при этом открытие пассажирского сообщения на магистрали изначально вообще не рассматривалось.
В 2019-м году инвестиции в проект оценивались в 126,6 млрд. рублей.
Источник www.trans.ru