Автомобильные грузоперевозчики просят государство компенсировать им недополученные доходы точно так же, как это делают нефтяным компаниям. Как сообщает издание «Известия», с соответствующим письмом к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину обратился глава Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его словам, из-за роста цен на топливо увеличиваются транспортные расходы перевозчиков, однако полностью переложить их в стоимость услуг они не могут, из-за чего несут издержки.
Напомним: компенсационные выплаты нефтяным компаниям (т.н. топливный демпфер) ввели в 2019-м году для того, чтобы сократить поставки нефтепродуктов за рубеж и тем самым обеспечить внутрироссийский рынок и минимизировать риск роста цен на топливо на нем.
Вкратце, суть демпфера заключается в том, что нефтяным компаниям частично выплачивают разницу между экспортной и внутрироссийской стоимостью топлива. При этом для них определен предел, через который цена на топливо не должна перешагнуть, иначе демпфер в принципе обнуляется.
Однако с сентября этого года выплаты по демпферу значительно сократили. И как раз накануне того, как это должно было произойти, начался рост цен на топливо, а в некоторых регионах на юге и в центре России вообще отмечался дефицит поставок.
В связи с этим перевозчики уже неоднократно обращались и к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, и к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой предпринять меры для того, чтобы остановить подорожание топлива.
В ответ на это в Министерстве энергетики на прошлой неделе сообщили, что доставка топлива на юг России взята на контроль.
Вместе с тем одновременно ходили слухи, что в Правительстве обсуждают вопрос возращения к прежним размерам компенсационных выплат нефтяникам. Правда, пока информация официально не подтвердилась.
Транспортный демпфер
Аналогичный механизм компенсационных выплат Ассоциация «Грузавтотранс» просит сейчас ввести и для автомобильных грузоперевозчиков, которые не могут полностью перенести в тарифы свои растущие затраты из-за повышения цен на топливо и вынуждены нести издержки. Если же они это сделают, то увеличение тарифов отразится на стоимости продуктов и других перевозимых товаров.
Что-то наподобие транспортного демпфера могло бы снять часть бремени с перевозчиков и тем самым сдержать рост цен и, соответственно, темпы инфляции, считают в Ассоциации.
«За последние 1,5 месяца цены на А3С поднялись в среднем на 4-5 рублей, что соответствует примерно 8%. … С увеличением стоимости на АЗС топливные компании убирают скидки для перевозчиков, таким образом нагрузка на перевозчиков увеличивается уже на 15-20%», — приводят «Известия» выдержку из письма.
Вместе с тем в издании напоминают, что в первой половине 2023-го года тарифы на автомобильные грузоперевозки выросли в среднем на 38%, а эксперты подчеркивают, что это происходит не только из-за подорожания топлива — растут затраты на закупку и ремонт грузовой техники, на зарплаты водителям и мн. др.
Представители транспортного рынка в целом сомневаются, что Правительство может пойти на введение транспортного демпфера, поскольку выплаты из бюджета рискуют быть довольно значительными, да и вообще непонятно, каким образом подобный механизм может быть реализован, если учесть, что неизвестно даже точное число автомобильных грузоперевозчиков в стране, поскольку что-то вроде лицензирования сохраняется лишь для тех, кто работает в международном сообщении.
В качестве возможного варианта решения ситуации опрошенные «Известиями» эксперты предлагают, например, «заморозить» тариф «Платона» или снизить налоговую нагрузку.
Источник www.trans.ru