Вице-премьер РФ Александр Новак планирует в среду, 10-го марта, провести совещание с отраслевыми министерствами и ФАС при участии представителей нефтяных компаний по ситуации с ценами на нефтепродукты и сжиженный углеводородый газ, сообщил ТАСС источник в отрасли. Он добавил, что также будет обсуждаться вопрос корректировки демпфирующего механизма.
По данным других источников ТАСС в отрасли, ранее, 6-го марта, Правительство уже провело совещание на уровне премьер-министра Михаила Мишустина, где рассматривалась возможность корректировки демпфирующего механизма.
В очередной раз вопрос об изменении формулы демпфера возник после того, как на прошлой неделе стоимость нефти марки Brent превысила 69 долларов за баррель на фоне решения ОПЕК+ не увеличивать добычу нефти большинством стран-участниц.
При этом о необходимости скорректировать демпфирующий механизм нефтяные компании говорят еще с лета прошлого года, а несколькими днями ранее глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что в том числе из-за неэффективной работы демпфера ситуация на российском топливном рынке близка к кризису: оптовые цены практически сравнялись с розничными, а в некоторых регионах даже превысили цены на заправках.
Как следствие, розничный бизнес работает с минимальной маржой или даже себе в убыток.
Однако несмотря на неоднократные просьбы и ситуацию на рынке, Министерство финансов пока что отложило корректировку демпфирующего механизма только на 2024-й год, поскольку изменение его формулы чревато потерями федерального бюджета.
Напомним: демпфирующий механизм введен с 2019-го года как ответ на похожую ситуацию, сложившуюся в 2018-м году, когда на фоне подорожавшей нефти нефтяные компании увеличили поставки на экспорт, из-за чего на внутреннем рынке возник дефицит топлива и, соответственно, резкий рост цен на него.
Демпфер, который при высоких ценах на нефть компенсирует нефтяным компаниям часть упущенной прибыли из-за сокращения экспорта, должен балансировать внешний и внутренний рынки. Однако в прошлом году из-за снижения спроса на топливо демпфирующий механизм сработал другим образом: нефтяники вместо компенсаций сами делали выплаты в бюджет. В итоге, за 10 месяцев 2020-го года только по демпферу они суммарно заплатили порядка 400 млрд. рублей.
Поэтому когда в конце прошлого года спрос на топливо начал восстанавливаться, а цена на нефть пошла вверх, нефтяники для компенсации своих убытков увеличили поставки на экспорт (в январе, например, отмечались минимальные за несколько прошедших лет запасы топлива в стране), из-за чего оптовые цены на топливо тоже начали расти, в то время как розничные поднялись в пределах 2%, поскольку владельцы заправок должны сдерживать их рост в соответствии с уровнем инфляции.
Основное, что просят скорректировать в формуле демпфирующего механизма, — это размер внутренней условной цены, от которой, в принципе, и отсчитывается сумма компенсаций. Сейчас эта цена устанавливается на законодательном уровне и ежегодно повышается на 5%. Нефтяники же предлагают привязать ее индексацию, как и в случае с розничными ценами, к уровню инфляции.
Источник www.trans.ru